Мы плывем в одной лодке

16 декабря 2014 - Александр Миндель
article1290.jpg

        До недавнего времени  о людях с ограниченными возможностями здоровья публично говорить было не принято и уж, тем более, демонстрировать их успешность или привлекать к участию в мероприятиях вместе с другими. Мы не видели их в общеобразовательных школах, в офисах, не говоря уже о спортивных залах и стадионах. Сейчас другая ситуация -  тема стала очень популярной, без нее не обходится ни один новостной сюжет, наши паралимпийцы поразили весь мир своими достижениями, но вряд ли, только  демонстрацией успехов  можно разрешить проблему интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в  социум  и в одночасье приучить общество адекватно воспринимать людей с инвалидностью.  Как же приблизить позитивные результаты и создать условия для комфортного совместного проживания, обучения, труда, отдыха?

   Начинать надо с детства, не разделяя детей искусственно по надуманным основаниям и лишая возможности общих игр и других форм общения, если это возможно по объективным условиям. Это совершенно не значит, что должны исчезнуть специальные коррекционные учреждения. Детям с ограниченными возможностями здоровья особенно, имеющим ментальные нарушения, требуются специальные методики обучения, не говоря уже о медицинском наблюдении, необходимости особого присмотра и оказания прямой помощи. Рекомендуемое и широко внедряемое инклюзивное общее образование имеет свои строго очерченные границы, а вот совместная досугово-воспитательная деятельность и дополнительное образование пределов не имеет. Хватило бы педагогического опыта, терпения, доброжелательности, было бы должное материально-техническое обеспечение и все получится. Тем более, что уже достаточно убедительных примеров организации совместного досуга в клубных коллективах, занятий в творческих студиях, путешествий в интегративных группах.

Пояснение автора. Интегративная группа – организованный коллектив, включающий учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников с нормальным психофизическим развитием.

     Анализируя позитивные результаты такой практики можно выявить некоторые организационные форматы.

  Клубная работа по месту жительства организуется в форме занятий творческих студий или других объединений по интересам на базе общественных организаций, муниципальных и государственных бюджетных учреждений.  Главное условие – обеспечение шаговой доступности, особенно в случае, когда участниками такой деятельности являются маломобильные дети и подростки. Значение такой формы организации досуга еще и в том, что закладывается опыт коммуникаций, выявляются и развиваются способности, формируется интерес к будущей профессии, обучению, повышается личностная самооценка и уверенность в своих силах.

  Полевые лагеря, экологические экспедиции, активные путешествия, организуемые для коллективов клубов, образовательных и муниципальных  учреждений. Наиболее приемлемая форма это совместное мероприятие с участием, например, группы общеобразовательной школы и такой же группы специальной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь не идет о спортивных походах или экспедициях для избранных, кстати, очень дорогостоящих, в первую очередь для бюджета. Имеется в виду -  организация системы экскурсий, походов выходного дня, многодневных полевых лагерей и экологических экспедиций, участниками которых являются организованные группы учащихся со своими педагогами-руководителями. За два-три года формируется устойчивое клубное сообщество, традиционные мероприятия, коллектив добровольных помощников из числа бывших воспитанников, коллег, родителей учащихся. Это своеобразная модель интегрированного гражданского сообщества.

  Соревнования, слеты, конкурсы, смотры, фестивали, обеспечивающие участие учащихся общеобразовательных и специальных школ и, тем самым, несущие дополнительную интегративно-реабилитационную нагрузку. Такие  мероприятия могут быть плановыми (районного, окружного, городского, регионального масштаба) или инициативно организованными энтузиастами.

   Следует отметить, что для участия в интегративных группах наиболее успешны (более легко адаптируются) дети и подростки с нарушениями слуха и речи, слабовидящие, с легкой степенью нарушений опорно-двигательного аппарата как следствия ДЦП или несчастных случаев (при условии сохранного интеллекта).

    Привлечение детей с синдромом Дауна возможно, но с участием родителей.

    Включение в состав участников с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на колясках, вполне возможно при их личной заинтересованности и обеспечении постоянного помощника.

    При этом организаторы работы с интегративными группами должны понимать, что в большинстве случаев диагноз не представляет собой наличия одного единственного заболевания, а является сочетным, т.е. имеющим одну или несколько дополнительных аномалий психофизического развития. Конечно, сопутствующими являются задержки психического развития, отставание в интеллектуальном развитии от сверстников. Это не должно пугать или останавливать организаторов работы с интегративными группами в сфере досуга или дополнительного образования,  но обязательно должно учитываться. Кроме того, желательно, а в ряде случаев и обязательно, чтобы  к работе с таким коллективом привлекались специалисты дефектологи, медики и/или родители учащихся, которые хорошо знают как вести себя с такими детьми.

   Следует отметить, что такая работа очень востребована семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, и представляет интерес для самих детей и подростков, многие из которых не имеют опыта коммуникаций со сверстниками вне стен собственного дома или школы-интерната, не говоря уже о том, что, вряд ли, они ранее много путешествовали.

  Однако все не так просто. Для организации такой работы, кроме  желания ей заниматься со стороны организаторов и интереса со стороны участников, требуется определенная материально-техническая база, нормативно-правовые основания и, конечно, опыт и квалификация.

 Опыт и квалификация, как правило, у организаторов или уже имеются или приобретаются в процессе деятельности, да и просто подучиться можно. Материально-техническое обеспечение и даже средства на организацию мероприятий можно найти, пусть не сразу и нелегко.

  А вот право и соблюдение нормативов – вопрос открытый. Удивительное дело – с одной стороны, с самых высоких трибун говорят о необходимости воспитания молодого поколения, о патриотизме, заботе об окружающей среде, приобщении к здоровому образу жизни, а с другой, как будто в противовес – вводят в действие нелепые законы и САНПИНы, которые делают невозможным любую деятельность в сфере детско-юношеского и молодежного туризма, не говоря уже об участии лиц с ограниченными возможностями здоровья.

   К счастью, энтузиазм, интерес к активной жизни, путешествиям, потребность добросовестной профессиональной и личностной реализации спасает обреченное  на неуспех чиновничьим произволом доброе дело. А потому живы и развиваются клубы по месту жительства, продолжают работать учреждения дополнительного образования и культурно-просветительские объекты, открытые, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

   В последнее время все чаще и чаще говорят о развитии социального туризма. В понимании большинства – речь идет о путешествиях инвалидов. На самом деле социальный, это значит частично или полностью субсидируемый из бюджета туризм для категорий, имеющих основания для таких субсидий. А это значит, что речь идет о детях, подростках, студентах, молодежи, малообеспеченных, многодетных, неполных, воспитывающих детей-инвалидов семьях, самих инвалидах и других льготных категориях. Именно для этих социальных групп инициативно организованный отдых в каникулярное время и системная клубная работа по месту жительства является наиболее привлекательной, доступной и самой малозатратной для бюджета формой. И наш опыт говорит о том, что ее надо всемерно развивать и поддерживать.

  Полагаю, что обзор технологий и проблематики привлечения к организованным формам досуговой деятельности, в первую очередь в учреждениях дополнительного образования – это предмет нашего обсуждения в следующей статье.

  Мы все разные, но плывем в одной лодке – нам надо научиться жить вместе!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1498 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад